Он играл на них. Он разбивал их. Он искал их вновь. Найти и уничтожить.
У гитариста левши даже очень знаменитого жизнь совсем не такая простая. Возможности для выбора гитары у него крайне ограничены. И совсем туго приходиться таким гитаристам, как Курт Кобейн. Ритуал, во время которого гитара разбивается на сцене, в случае Кобейна стал просто фатальным. Ему приходилось буквально охотиться за инструментами. После феноменального успеха альбома «NEVERMIND» появились люди, которые пожелали сделать заказные гитары специально для Курта Кобейна. Двоим из них – мастеру Дэнни Феррингтону и работнику фирменной мастерской “Fender” Лари Бруксу – удалось осуществить свое желание.
Интересно, что именно привычка крушить гитары на сцене, привела Кобейна к обоим мастерам. С Феррингтоном он познакомился через гитарного техника Ричарда Томпсона, который дружил с Ником Клоузом, членом гастрольного персонала «Нирваны». Ник безуспешно пытался найти грифы, чтобы заменить те, что были уничтожены Куртом на сцене. В результате ему посоветовали обратиться к Феррингтону, что Клоух и сделал. Феррингтон решил проблему с грифами, и предложил свои услуги в качестве гитарного мастера. К этому моменту он уже имел на своем счету инструменты, сделанные для Пита Алберта Ли и Дэвида Идальго, которые были известны как гитары «Ferrington». Он сказал Клоузу, что хочет сделать для Курта гитару, и пополнить его именем список своих заказчиков. Кобейну понравилась эта идея.
Вспоминает Феррингтон: «Курт позвонил мне и долго рассказывал о том, что ему нужно. Ему нравилась модель «Fender Mustang». Но его не устраивало то, что ее было сложно настроить и что на ней не просто было увеличить высоту струн над грифом. Короче говоря, он хотел получить модернизированный “Fender Mustang”. Мы оговорили все детали и после этого группа уехала на гастроли в Австралию. Оттуда я получил по факсу рисунок, на котором Курт изобразил расположение датчиков, а также сделал другие небольшие пометки.
Получившийся “Ferrington” имел форму корпуса и головки грифа как у модели “Fender Mustang”, гибсоновский струнодержатель типа “Tune-O-Matic” и три датчика “Bartolini”. Средний датчик располагался под углом. Переключая обмотки заднего датчика, можно было получить режимы хамбакера, а также сдвоенного и одиночного синглов. Курт хотел, чтобы датчики могли работать в самых разнообразных режимах. Переключатель, управляющий режимам заднего датчика, располагался под ручками громкости и тембра. А вообще на гитаре был установлен пятипозиционный переключатель звукоснимателей стратовского типа. Корпус инструмента был изготовлен из американского тополя, а гриф из клена, с накладкой из красного дерева. Светло-голубой цвет корпуса, накладка с звукоснимателями из пластика под черепаховый панцирь и инкрустация на грифе в виде сердечек были выбраны Кобейном. Курт хотел, чтобы на гитаре стояли толстые струны. Короткая мензура, свойственная модели “Mustang”, позволяла использовать очень толстые струны, на которых обычно играют джазовые музыканты. Сочетание короткой мензуры и толстых струн стало одним из ключевых элементов фирменного саунда Курта.
Когда инструмент был закончен, Кобейн вместе со своей подругой Кортни Лав прибыл за ним в мастерскую Феррингтона. «Они были самой чудной парой в мире, - вспоминает со смехом мастер. – Она была как вулкан, а он – очень тихий и вежливый. Нужно сказать, что он был действительно талантлив. Он присел и стал играть на гитаре. У него были очень красивые руки, с длинными пальцами, которые напоминали руки Чета Эткинса. Кортни спросила его: «Дорогой, эту гитару ты тоже собираешься разбить?» На это он ответил: «Нет, это будет мой студийный инструмент.»
Это было незадолго до начала работы над альбомом “In Utero”. После завершения записи Курт посетил фирменную мастерскую “Fender”. Вновь первый контакт осуществил технический персонал «Нирваны» в поисках запасных грифов и других деталей.
«Я смог удовлетворить их потребности, так что они могли поддерживать его гитары в рабочем состоянии, - вспоминает ответственный за контакты с музыкантами фирмы “Fender Марк Уиттенберг. – После этого они сказали, что у Курта есть идеи относительно гитары, которая еще не существует. Ему нравилась модель “Mustang”, хотя его также привлекали контуру гитары “Jaguar”.”
Уиттенберг и гитарный мастер Лари Брукс приехали к Кобейну и Лав в Голливуд, чтобы обсудить проект создания новой гитары. Чета находилась в стадии переезда. Подобно Феррингтону, сотрудники фирмы “Fender” также оценили приятные манеры Курта. “Он очень тихо разговаривал и был очень вежлив, - вспоминает Брукс. – Как оказалось, мы подняли его из постели. Всю предыдущую ночь он выступал, поэтому казался немного уставшим. Но стоило нам начать разговор, как у него начал выделяться адреналин. С ним было очень легко работать. Он знал, чего хотел, и в то же время он мог сказать: “Вы – мастер, и вы лучше знаете как добиться того, к чему я стремлюсь”. Он был вполне открытым в этом смысле человеком.
Чтобы пояснить свою идею, Кобейн сделал на «Полароиде» фото гитар “Mustang” и “Jaguar”, разрезал их пополам и склеил так, что получилась комбинация верхней части корпуса модели “ Mustang ” и нижней части корпуса модели “Jaguar”. Гибрид был назван “Jagstang. Брукс скопировал картинку, снял контуры корпуса, изготовил его и отослал Курту. Курт предложил некоторые изменения, которые помогли сбалансировать корпус. Тогда же он отправил Бруксу один из своих любимых грифов, чтобы мастер скопировал его. В довольно короткие сроки прототип гитары был закончен. «Работа над дизайном и изготовлением инструмента заняла меньше времени, чем переговоры с иным другим музыкантом,» - вспоминает Брукс.
Получившийся инструмент имел ясеневый корпус, кленовый гриф с накладкой из красного дерева и 24-дюймовую мензуру. По просьбе Кобейна Брукс установил на гитару родную, сделанную в Японии, фурнитуру от модели “Mustang”. В качестве переднего датчика был использован сингл “Fender Texas Special”, который обычно бывает задним звукоснимателем на модели “Fender Stevie Ray Vaughan”, а в качестве заднего – хамбакер “Di Marzio H-3”.
“Texas Special” сильнее обычного сингла, - поясняет Брукс. – В комбинации с хамбакером он дает лучший баланс, что позволяет избежать колебаний уровня громкости при переключении с одного датчика на другой.”
“Курт предложил гитары двух цветов, - вспоминает Уиттенберг, - голубого и красного. Голубую он использовал во время турне 1993 года. Красную мы не успели закончить до его смерти.”
Красная гитара попала в музей фирмы “Fender”.