Прежде всего, давайте разберемся, как появляется очередной знак и почему именно в таком порядке. В этом нам поможет так называемый квартово-квинтовый круг.
1. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Начнем с до мажора. Как мы помним из уроков сольфеджио, структура мажорной тональности такова:
тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон.
Интервалы между ступенями до мажора полностью соответствуют этой схеме и поэтому никаких знаков альтерации здесь нет.
Теперь рассмотрим тональность, расположенную на чистую квинту выше (или на чистую кварту ниже), т.е. соль мажор:
- соль – ля — тон
- ля – си — тон
- си – до — полутон
- до – ре — тон
- ре – ми — тон
- ми – фа-диез — ТОН
- фа-диез – соль — ПОЛУТОН
Таким образом, чтобы соблюсти структуру мажорной тональности, необходимо 7-ю ступень повысить на полтона, т.е. ввести фа-диез.
Продолжая "прыгать" по квинтам вверх (а для гитаристов нагляднее по квартам вниз), мы получим следующие тональности и количество диезов при ключе:
- ре мажор — 2 диеза
- ля мажор — 3
- ми мажор — 4
- си мажор — 5
- фа-диез мажор — 6
- до-диез мажор — 7 диезов.
Больше их быть не может. Почему? Потому что на квинту вверх от до-диез мажора будет соль-диез мажор, у него все ступени повышены на малую секунду ("задиезены") по отношению к соль мажору, и, соответственно, седьмая ступень будет уже фа-дубль-диез.
Порядок диезов такой: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ.
А сейчас сместимся из до мажора на квинту вниз (или кварту вверх) — в фа мажор:
- фа – соль — тон
- соль – ля — тон
- ля – си-бемоль — ПОЛУТОН
- си-бемоль – до — ТОН
- до – ре — тон
- ре – ми — тон
- ми – фа — полутон
Мы видим, что для соблюдения структуры мажора было необходимо 4-ю ступень понизить на полтона, т.е. ввести си-бемоль.
Точно так же, поднимаясь по квартам вверх (или опускаясь по квинтам вниз), получаем тональности и количество бемолей в них:
- си-бемоль мажор — 2 бемоля
- ми-бемоль мажор — 3
- ля-бемоль мажор — 4
- ре-бемоль мажор — 5
- соль-бемоль мажор — 6
- до-бемоль мажор — 7 бемолей.
Больше семи бемолей тоже не бывает. Порядок бемолей при ключе такой: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА.
Обратите внимание: порядок бемолей обратен порядку следования диезов!
Ну а теперь подарок для гитаристов. Существуют два элементарных мнемонических правила, которые позволяют действительно на пальцах показать, сколько знаков в какой тональности.
Прижав вторую и третью струну на третьем ладу, а остальные — барре на втором, двигаемся механически снизу вверх: соль – первая струна – один диез, ре – вторая струна – 2 диеза, ля – третья струна – три диеза и т.д.
Переместившись на один лад влево (в первую позицию) и двигаясь в этот раз от шестой струны к первой, получаем: фа – первая сверху струна – один бемоль, си-бемоль – вторая сверху струна – два бемоля,…, соль-бемоль – шестая сверху струна – 6 бемолей.
2. МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Ориентируясь в ключевых знаках мажорных тональностей, можно в полсекунды узнать, какие знаки в минорных. Причем существуют два способа.
Способ 1: Параллельные тональности. Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевым знаками. При этом тоника минорной тональности отстоит от тоники мажорной на малую терцию вниз.
Отсюда получаем:
до мажор — ля минор — нет ключевых знаков
соль мажор — ми минор — при ключе фа-диез
ре мажор — си минор — фа-диез, до-диез
…
фа-диез мажор — ре-диез минор — 6 диезов
фа мажор — ре минор — при ключе си-бемоль
си-бемоль мажор — соль минор — си-бемоль, ми-бемоль
ми-бемоль мажор — до минор — 3 бемоля
…
соль-бемоль мажор — ми-бемоль минор — 6 бемолей
Способ 2: Одноименные тональности. Напомню, что одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику. Для них характерно то, что минорная тональность отличается от мажорной "тремя бемолями".
Сравните:
- до мажор (нет знаков) — до минор (3 бемоля)
- соль мажор (один диез) — соль минор (2 бемоля)
- ми мажор (4 диеза) — ми минор (1 диез)
- фа мажор (1 бемоль) — фа минор (4 бемоля)
3. "СМЕЩЕННЫЕ" ТОНАЛЬНОСТИ
Хотя такого термина в теории музыки нет, он удобен для пояснения еще одного способа определить количество знаков в тональностях. Например, сместим ля мажор на полтона вниз. Получим ля-бемоль мажор. Ступени ля мажора, которые были без знаков альтерации, "забемолятся", а имеющиеся три диеза "забекарятся". В итоге получим в ля-бемоль мажоре 4 бемоля (7–3=4).
Аналогичным образом сместив си-бемоль минор на полтона вверх, мы "забекарим" все 5 бемолей, а оставшиеся до и фа (помните си-ми-ля-ре-соль-до-фа?) получат в си миноре свои "законные" два диеза (7–5=2). Всё проще пареной репы, друзья!
Подведем итоги. Для гитаристов самым простым способом определения ключевых знаков являются два мнемонических правила плюс параллельные тональности. Другие музыканты могут использовать квартово-квинтовый круг, параллельные и одноименные тональности, а в ряде случаев с успехом применять полутоновое смещение. Надеюсь, теперь читатель получил надежные ориентиры для разбора любимых произведений, а еще лучше — для сочинения своих собственных.