Новости и рецензии

Гитара. Все для начинающих и продвинутых гитаристов.

Тексты песен и аккорды

  Ключевые знаки в тональностях

Прежде всего, давайте разберемся, как появляется очередной знак и почему именно в таком порядке. В этом нам поможет так называемый квартово-квинтовый круг.

1. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Начнем с до мажора. Как мы помним из уроков сольфеджио, структура мажорной тональности такова:
тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон.
Интервалы между ступенями до мажора полностью соответствуют этой схеме и поэтому никаких знаков альтерации здесь нет.

Теперь рассмотрим тональность, расположенную на чистую квинту выше (или на чистую кварту ниже), т.е. соль мажор:

  • соль – ля — тон
  • ля – си — тон
  • си – до — полутон
  • до – ре — тон
  • ре – ми — тон
  • ми – фа-диез — ТОН
  • фа-диез – соль — ПОЛУТОН


Таким образом, чтобы соблюсти структуру мажорной тональности, необходимо 7-ю ступень повысить на полтона, т.е. ввести фа-диез.

Продолжая "прыгать" по квинтам вверх (а для гитаристов нагляднее по квартам вниз), мы получим следующие тональности и количество диезов при ключе:

  1. ре мажор — 2 диеза
  2. ля мажор — 3
  3. ми мажор — 4
  4. си мажор — 5
  5. фа-диез мажор — 6
  6. до-диез мажор — 7 диезов.


Больше их быть не может. Почему? Потому что на квинту вверх от до-диез мажора будет соль-диез мажор, у него все ступени повышены на малую секунду ("задиезены") по отношению к соль мажору, и, соответственно, седьмая ступень будет уже фа-дубль-диез.

Порядок диезов такой: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ.

А сейчас сместимся из до мажора на квинту вниз (или кварту вверх) — в фа мажор:

  1. фа – соль — тон
  2. соль – ля — тон
  3. ля – си-бемоль — ПОЛУТОН
  4. си-бемоль – до — ТОН
  5. до – ре — тон
  6. ре – ми — тон
  7. ми – фа — полутон


Мы видим, что для соблюдения структуры мажора было необходимо 4-ю ступень понизить на полтона, т.е. ввести си-бемоль.

Точно так же, поднимаясь по квартам вверх (или опускаясь по квинтам вниз), получаем тональности и количество бемолей в них:

  1. си-бемоль мажор — 2 бемоля
  2. ми-бемоль мажор — 3
  3. ля-бемоль мажор — 4
  4. ре-бемоль мажор — 5
  5. соль-бемоль мажор — 6
  6. до-бемоль мажор — 7 бемолей.


Больше семи бемолей тоже не бывает. Порядок бемолей при ключе такой: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА.

Обратите внимание: порядок бемолей обратен порядку следования диезов!

Ну а теперь подарок для гитаристов. Существуют два элементарных мнемонических правила, которые позволяют действительно на пальцах показать, сколько знаков в какой тональности.

Прижав вторую и третью струну на третьем ладу, а остальные — барре на втором, двигаемся механически снизу вверх: соль – первая струна – один диез, ре – вторая струна – 2 диеза, ля – третья струна – три диеза и т.д.

Переместившись на один лад влево (в первую позицию) и двигаясь в этот раз от шестой струны к первой, получаем: фа – первая сверху струна – один бемоль, си-бемоль – вторая сверху струна – два бемоля,…, соль-бемоль – шестая сверху струна – 6 бемолей.


2. МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Ориентируясь в ключевых знаках мажорных тональностей, можно в полсекунды узнать, какие знаки в минорных. Причем существуют два способа.

Способ 1: Параллельные тональности. Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевым знаками. При этом тоника минорной тональности отстоит от тоники мажорной на малую терцию вниз.

Отсюда получаем:

до мажор — ля минор — нет ключевых знаков
соль мажор — ми минор — при ключе фа-диез
ре мажор — си минор — фа-диез, до-диез

фа-диез мажор — ре-диез минор — 6 диезов

фа мажор — ре минор — при ключе си-бемоль
си-бемоль мажор — соль минор — си-бемоль, ми-бемоль
ми-бемоль мажор — до минор — 3 бемоля

соль-бемоль мажор — ми-бемоль минор — 6 бемолей


Способ 2: Одноименные тональности. Напомню, что одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику. Для них характерно то, что минорная тональность отличается от мажорной "тремя бемолями".

Сравните:

  1. до мажор (нет знаков) — до минор (3 бемоля)
  2. соль мажор (один диез) — соль минор (2 бемоля)
  3. ми мажор (4 диеза) — ми минор (1 диез)
  4. фа мажор (1 бемоль) — фа минор (4 бемоля)


3. "СМЕЩЕННЫЕ" ТОНАЛЬНОСТИ

Хотя такого термина в теории музыки нет, он удобен для пояснения еще одного способа определить количество знаков в тональностях. Например, сместим ля мажор на полтона вниз. Получим ля-бемоль мажор. Ступени ля мажора, которые были без знаков альтерации, "забемолятся", а имеющиеся три диеза "забекарятся". В итоге получим в ля-бемоль мажоре 4 бемоля (7–3=4).

Аналогичным образом сместив си-бемоль минор на полтона вверх, мы "забекарим" все 5 бемолей, а оставшиеся до и фа (помните си-ми-ля-ре-соль-до-фа?) получат в си миноре свои "законные" два диеза (7–5=2). Всё проще пареной репы, друзья!

Подведем итоги. Для гитаристов самым простым способом определения ключевых знаков являются два мнемонических правила плюс параллельные тональности. Другие музыканты могут использовать квартово-квинтовый круг, параллельные и одноименные тональности, а в ряде случаев с успехом применять полутоновое смещение. Надеюсь, теперь читатель получил надежные ориентиры для разбора любимых произведений, а еще лучше — для сочинения своих собственных.

Добавить комментарий


dmoz Яндекс.Метрика