Семейство струнных щипковых инструментов имеет весьма древний инструмент – арфу. Возникновение инструмента затеривается в седой древности. Наиболее вероятная версия происхождения арфы как инструмента – мнение о том, что она произошла от лука – орудия воинов и охотников. Наблюдательным человеком было замечено, что в зависимости от материала тетивы, толщины и длины при спуске стрелы арфа звучит по-разному. Сходство с луком также просматривается и в форме.
На сегодняшний день самая древняя из известных и существующих считается арфа, которая была найдена на раскопках Ура (шумерский город в Месопотамии). Ее возраст определен в 4.5 тысячелетия. Это значит, что на арфах играли еще в 26 веке до н.э. Не так впечатляюще, однако все же, египетские фрески 15-го века до н.э., на которых изображаются инструменты, выглядят похожими на лук.
Арфа нередко упоминается в преданиях и представлена на стародавних предметах. К примеру, арфа была эмблемой у царя Давида, и, как гласит придание, исполнял музыку он на ней виртуозно. Инструмент занимал не последнее место в кельтском мире. Не просто так он стал символом Уэльса: когда Дагда (кельтский бог огня) играл на ней, он изменял времена года. Во множестве мифов и легендах арфу упоминают как инструмент богов и героев, часто она имеет волшебное свойство. Арфа также является неизменным атрибутом сонма ангелов в понимании христианских людей средневековья.
Поистине удивляет распространенность арфы. Инструмент был и остается любимым и распространенным на Западе и Востоке. Барды средневековья сопровождали собственные саги перебором струн этого замечательного инструмента.
Внешний вид гармоничностью и красотой соответствует звучанию, которое хороший музыкант способен извлекать из ее струн. Металлическая рама, которая имеет треугольную стилизированную форму, заключена в деревянные компоненты конструкции, которые украшены резьбой. Натянутые струны сходствуют со сверкающей стеной дождя. В современной арфе их количество может достигать 47. Однако свой облик, известный нам сегодня, как и звук, она получила сравнительно недавно.
Мастер по имени Себастьен Эрар в начале 19-го века потрудился над улучшением конструкции арфы, соорудив педали двойного действия, с помощью которых можно было перестроить каждую струну на тон и полтона. Баварский мастер по имени Грохбрукер из Донауверта дополнил конструкцию арфы педалями столетие назад. После улучшения инструмента Эраром он занял место в оркестрах. Композиторы для арфы писали сольные партии. Можно было имитировать звуки иных инструментов, таких как гитара, клавесин или лютня. Это открыло перед композиторами новые варианты применения инструмента.
Она помогла создать атмосферу античности в произведении Глюка «Орфея» и Бетховена «Прометей». Римскому-Корсакову, Чайковскому и Глазунову нравилось включать сольные партии арфы в симфонии. Также должное отдавали инструменту такие композиторы как Вагнер, Лист и Берлиоз. Если арфы и присутствуют в симфоническом оркестре, то их обычно не больше 2-ух. Однако в «Младе» (Римский-Корсаков) понадобилось 3 арфы, а в «Золоте Рейна» (Вагнер) – 6.
Арфа также имеет еще 1 важное свойство. Она способна придавать особенное очарование исполнителю. В былое время, женщина, которая умела играть на этом инструменте, была обречена на успешность в светском обществе. Но это непростой инструмент и научиться играть на нем достаточно трудно.
Профессиональный музыкальный исполнитель с помощью арфы получает большие возможности для импровизации. Пассажи и флажолеты из арпеджио, широкие аккорды, классические глиссандо звучат весьма добротно. Сегодня на арфе кроме классических произведений исполняют более свежие направления, начиная фолком и оканчивая роком и джазом.