Основная работа гитариста при игре производится на грифе. Поэтому он должен не только выдерживать механическую нагрузку от струн, но и быть удобным для руки музыканта, быть ровным и не поддаваться кручению или изгибу, выдерживая атмосферные изменения (температуру, влажность).
Очень высокие требования к заготовкам, из которых будет изготовлен гриф. Древесина (клён, берёза, красное дерево) должна иметь многолетнюю выдержку и хранится в специальных условиях. На этих заготовках недопустимы никакие дефекты.
При изготовлении своих первых гитар Лео Фендер столкнулся с проблемой деформации грифов. Исправить это удалось при помощи металлического стержня (анкера), который разместили внутри. Установить его можно двумя способами:
- Методом фрезерования накладки. Способ более дешёвый, имеющий важный недостаток: при частой настройке может оторвать накладку от грифа.
- Фрезеровка тыльной стороны грифа с заклеиванием рейкой. Метод надёжный, но довольно сложный.
Сейчас анкеры есть на всех электрогитарах и качественных акустических. Это стержень толщиной от 4 до 6 мм, зафиксированный с одной стороны, а с другой заканчивающийся анкерным болтом, при помощи которого и выполняется регулировка. Он может быть расположён, как и со стороны пятки, так и со стороны головы грифа. Регулируют анкер не только для выравнивания при изменении погодных условий или износе ладов, но и, например, при замене струн, особенно когда меняется их калибр.
На верхней части грифа (головке) размещён механизм для закрепления и натягивания струн. Происходит оно при помощи гитарных колок, от качества которых во многом зависит, насколько будет держать строй гитара. Бывают они замковые и открытые. Они устанавливаются отдельно для каждой струны и обеспечивают необходимую силу натяжения, препятствуя их разматыванию.
На звук гитары также большое влияние играет способ крепления грифа к гитаре. Они бывают:
- сквозными;
- вклеенными;
- на болтах.
Сквозной – это самый дорогой способ и появился он самым последним. В этом варианте гриф образует с корпусом гитары единое целое. Даёт ровное, глубокое звучание гитаре и максимальный сустейн. Вклеивают гриф в деку в основном в акустических и полуакустических гитарах. Способ крепления на болтах придумал Лео Фендер для возможности замены выявленных дефектов в корпусе или грифе. Такой метод крепления используется до сих пор и даёт гитарам контрастное яркое звучание, но с короткой длительностью звучания нот.
Материал накладки также влияет на звучание гитары. Чаще всего её изготавливают из клёна, палисандра и эбони (чёрное дерево). Звучание от каждой породы разное:
- клён – яркое и звонкое;
- палисандр – мягкое и «тёплое»;
- чёрное дерево – глубокое и пронзительное.
Накладка грифа делится при помощи металлических полосок (порожков лада) на отрезки (лады), которые рассчитаны с законами волновой акустики и теории музыки. Изготавливаются они из разных материалов: из нейзибера, нержавеющей стали, латуни, бронзы с содержанием олова и неаллергенного сплава. Они бывают разной формы (ширина, высота).
На грифе также размещён верхний порожек. Он определяет ширину между струнами и высоту. Бывает обычным и запирающимся. За последние 15 лет появились ещё новые виды – роликовый и компенсирующий порожки. Но они чаще всего используются на электрогитарах с тремоло-машиной. Они позволяют при использовании тремоло не расстраиваться гитаре и держать строй.
Какие приспособления не были бы на вашей гитаре, самым важным является качественное исполнение самого грифа. Форма, материал имеют второстепенное значение. Правильное хранение и качество исполнения важнее. Поэтому при покупке гитары обращайте в первую очередь внимание на это.